Дети в смешенной реальности
(использование гаджетов современными детьми)
В информационном обществе формируется особый тип детства, в котором дети практически с рождения являются активными пользователями цифровых технологий «Digital natives» (цифровое поколение). Согласно исследованиям, современные дети знакомятся с гаджетами в первые три месяца, а к 2 годам, в своем большинстве, являются их активными пользователями.
По данным исследований на 2021 год Россия по количеству пользователей интернета выходит на 1 место в Европе, а в мире – занимает 6 позицию.
С точки зрения мировых масштабов интернетом пользуются 71% детей, подростков и молодежи. 30% из них это дети и подростки до восемнадцати лет.
Возраст осваивания информационно-коммуникационной сети продолжает молодеть.
Так в 2021г. 93% детей в возрасте 5-11 лет (это примерно пять миллионов человек) пользуются интернетом.
А дети в возрасте 5-7 лет (старший дошкольный возраст это 2,1 миллионов детей) пользуются интернетом - 89%, а среди детей младшего школьного возраста уже 97% (это 2,74 миллионов детей).
Таким образом, мы наблюдаем, что процессу цифровизации, в большей степени подвергаются дети, как школьного (подростки и младшие школьники), так и дошкольного возраста.
Интернет становится средой обитания, которая влияет на развитие и социализацию ребенка. Теперь зоной ближайшего развития ребёнка является, в том числе, и онлайн-среда.
Когнитивное и личностное развитие детей цифрового поколения происходит в иной форме по своим законам и формирует новый образ жизни современного ребенка.
Современный ребенок проходит социализацию в множественной реальности:
· оффлайн,
· онлайн
· смешанная реальность
Традиционные формы социализации все чаще соседствуют, смешиваются, а иногда замещаются или даже вытесняются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков.
Вводятся новые характеристики личности.
Цифровая Личность – принадлежащие ей и подключенные к сети различные гаджеты, которые становятся ее расширением и продолжением, изменяют и совершенствуют различные функции личности.
Важно обратить внимание, на следующие феномены, связанные с цифровой социализацией детей. В реальной жизни в близкий круг общения входят значимые близкие (семья), затем друзья, далее знакомые, другие взрослые, а затем незнакомые люди. А в Интернете в зоне личного пространства остаются лишь ДРУЗЬЯ. Знакомые уступают место «виртуальному», «незнакомому другу», а семья (родители) и профессиональная поддержка (педагоги) остаются «за кадром».
Материал подготовила: педагог-психолог Вялова Ирина Викторовна